Иисус — Господь
«…И всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца»
Филиппийцам 2:11
Слово «Господь» происходит от слова «господин», которое имеет много значений. Однако мы как христиане исповедуем, что Иисус Христос — Господь, поскольку мы обязаны Ему полной преданностью, служением в любви и неуклонным послушанием, исходя из того, кем Он является и что Он совершил.
Все христианские течения придерживаются истины о том, что Иисус — Господь, но баптисты уделяют этой истине особое внимание. Баптисты верят в то, что Иисус — это единственный и исключительный Господин жизни. Они не признают господства людей или организаций над отдельными христианами или церквями. Баптисты, как в свое время и первые христиане, за это убеждение подвергались гонениям со стороны государственных и церковных властей.
Важность приверженности баптистов учению о Господстве Христа
Почему баптисты так твердо отстаивают исключительное Господство Христа? Наша позиция основывается на нескольких основных убеждениях, включая следующие:
(1) Господство Христа является библейским учением, и баптисты считают Библию единственным письменным авторитетом в вопросах веры и практической жизни.
(2) Библейское учение об индивидуальной ответственности души требует, чтобы каждый отдельный христианин не склонялся ни перед каким высшим авторитетом, кроме Бога: Отца, Сына и Святого Духа.
(3) Библейский акцент на индивидуальной ответственности души вытекает из Господства Христа.
(4) Новозаветная модель церкви основана на Господстве Христа; лишь Он один является главой церкви.
Господство Христа — это учение Библии
В Библии приводится ряд причин, по которым Иисус является Господом всех. Он божественен — один из трех Лиц Троицы. Иисус заявлял: «Я и Отец — одно» (Иоанна 10:30). Об Иисусе Библия говорит, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Колоссянам 2:9).
Иисус умер на кресте за грехи всего мира, а потому достоин всякой хвалы и чести как Господь: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откровение 5:12).
Иисус воскрес из мертвых, показав Свою власть над самой смертью. Встречая воскресшего Христа, мы восклицаем, как ученик Фома: «Господь мой и Бог мой!» (Иоанна 20:28).
Иисус вознесся на небо, где Он сидит одесную Отца, ходатайствуя за нас, и придет снова, чтобы принести новое небо и новую землю. Перед таким Господом мы стоим в благоговении, восклицая: «Гряди, Господи Иисусе» (Откровение 22:20).
Масштабы Господства Христа
Библия описывает масштабы Господства Христа несколькими способами. Библия утверждает, что Иисус — Господь всего творения: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Филиппийцам 2:10–11).
Библия учит, что Иисус — Господь каждого человека. Многие отрицают или не признают это господство, но для христиан Господство Христа — это основополагающий вопрос. И действительно, христианская жизнь начинается с признания того, что Иисус — Господь: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Римлянам 10:9).
Библия подчеркивает, что Иисус — Господь церквей. Иисус заявил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Матфея 16:18). А Павел писал об Иисусе: «И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его…» (Ефесянам 1:22–23).
Господство Христа и индивидуальная ответственность души
Библия учит, что господство Христа является прямым и непосредственным. Ни один человек или организация не должны пытаться узурпировать власть Иисуса над христианином. Конечно, другие люди могут быть источником знания и понимания, но только Иисус имеет высшую власть над христианином.
Призыв быть учеником Иисуса предполагает способность познавать волю Господа Иисуса Христа и следовать ей. Библейское учение об индивидуальной ответственности души указывает на то, что Бог дал людям способность познавать и исполнять Божью волю. Люди — это не марионетки. Создатель наделил их свободой и ответственностью за принимаемые решения.
Баптисты противостоят попыткам отдельных людей, государственных чиновников и религиозных организаций диктовать, в чем заключается воля Иисуса для Его последователей. Баптисты настаивают на том, что каждый человек имеет право и обязанность познать волю Господа Иисуса и следовать ей. Как заявляли первые ученики: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 5:29).
«Только Христос есть царь и законодатель для церкви и совести».
Джон Смит (годы жизни: предположительно 1570–1612)
Англичанин, пастор, основатель первой английской баптистской церкви в Амстердаме в 1609 году. Эта цитата взята из изложения веры, в составлении которого он сыграл важную роль.
Господство Христа требует религиозной свободы
Господство Христа означает, что люди и церкви должны быть свободны от принуждения со стороны правительства или религиозных организаций в вопросах духовности и религии. Баптисты всегда осуждали любые попытки принуждения, заявляя, что только Иисус является Господом, и за такое сопротивление им часто приходилось платить высокую цену.
Например, в начале 1600-х годов английский король Яков I претендовал на главенство не только в государственной власти Англии, но и в Англиканской церкви. Он требовал, чтобы все церкви подчинялись его воле. Баптистский пастор Томас Хелвис написал книгу под названием «Краткая декларация тайны беззакония», в которой он настаивал на том, что король не имеет права диктовать людям и церквям, во что им верить.
Хелвис послал копию книги королю Якову с личной надписью, в которой было сказано: «Король — смертный человек, а не Бог, и поэтому не имеет власти над бессмертными душами своих подданных, дающей ему право издавать для них законы и постановления и ставить над ними духовных владык». За высказывание этой библейской истины король заключил пастора в тюрьму, где тот и умер, отказавшись признать кого-либо, кроме Иисуса, Господом церквей.
Господство Христа и новозаветная церковь неразделимы
Что значит для отдельных христиан и церквей, частью которых они являются, быть под Господством Христа? Во-первых, это означает, что они должны признать Христа Господом. Церковь принадлежит Христу, а не им. Он глава церкви, а они — нет. Не они должны управлять церковью, а Христос.
Более того, каждый член церкви должен осознавать, что у него есть возможность и ответственность принимать решения, касающиеся церкви под руководством Христа. Это новозаветная модель церкви. Люди принимают решения относительно церкви, частью которой они являются: например, кто будет диаконом и пастором, как будут расходоваться десятины и пожертвования, в каком здании они будут проводить свои служения. Однако каждое такое решение должно приниматься в свете того, что Иисус является Господом церкви.
Кроме того, все члены Тела Христова несут ответственность за решения церкви. В новозаветной церкви нет иерархии. Ни пастор, ни совет диаконов, ни какой-либо другой человек или группа не могут господствовать над церковью (1 Петра 5:3). Только Иисус является Господом каждого человека и всей церкви в целом. В молитве и уважительной дискуссии, являющейся частью общения в любви, члены церкви должны стремиться к познанию разума Христа.
Итог
Господство Христа — это основная христианская доктрина. Для баптистов она имеет особое значение и связана с другими ключевыми убеждениями баптистов, такими как авторитет Библии, индивидуальная ответственность души, религиозная свобода и природа церкви, созданной по образцу церквей Нового Завета.