Авторитет Библии
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен»
2 Тимофею 3:16–17
Баптисты на протяжении веков настаивали на том, что Библия является единственным высшим письменным авторитетом в вопросах христианской веры и практической жизни. Они противостояли тем, кто утверждал обратное, включая пап, королей, епископов, пасторов и учителей. За эту приверженность авторитету Библии баптистов преследовали как религиозные, так и светские власти.
Баптисты считают Библию высшим авторитетом
По сути, баптисты считали Библию высшим авторитетом в вопросах веры и практической жизни в силу самой ее природы. Баптисты настаивают на том, что основой авторитета Библии является ее божественная природа. Ни одно другое писание не может сравниться с Библией. Среди всех других писаний Библия выделяется тем, что она исключительно от Бога и о Боге.
На протяжении большей части нашей истории баптисты просто принимали авторитет Библии, основываясь на вере в ее божественную природу. Писания цитировались для подтверждения баптистских убеждений и принципов практической жизни без особых усилий «доказать» божественную природу Библии.
Однако баптисты и другие могут указать на многие свидетельства божественного, авторитетного характера Библии, такие как удивительное единство Библии, несмотря на то, что она была написана разными людьми на протяжении сотен лет; исполнение пророчеств Ветхого Завета, например, в жизни и учении Иисуса; сохраняющаяся актуальность библейского слова на протяжении веков; ее преобразующая сила в жизни отдельных людей и целого общества; а также неоднократные библейские утверждения о том, что она является Словом Божьим.
Природа авторитета Библии
Баптисты подчеркивают, что Библия является единственным письменным авторитетом в вопросах христианской веры и практической жизни, и отрицают, что другие документы, такие как символы и исповедания веры, традиции, учения богословов и заявления основателей деноминаций, имеют такой же авторитет. Хотя баптисты могут черпать понимание из подобных документов и выражать признательность за них, они отказываются принимать их в качестве высшего авторитета.
Иногда по причине того, что баптисты чрезвычайно высоко ценят Библию в качестве наивысшего авторитета, в их адрес звучат обвинения в том, что они поклоняются Библии. Конечно же, мы не поклоняемся Библии; мы поклоняемся Богу Библии как наивысшему авторитету. Библия является для нас авторитетом, потому что она от Бога и о Боге.
Это одна из причин, почему баптисты часто ссылаются на Библию как на наш единственный письменный авторитет. Наивысший авторитет для нас — это Бог. Святой Дух вдохновил людей на написание Библии, поэтому, как сказано в книге «Вера и слово баптистов», она является «совершенным сокровищем божественного научения. Ее автором является Бог, ее целью — спасение, а содержанием — истина без примеси ошибок». Таким образом, Библия становится для нас Божьим откровением.
Иисус Христос — это наиболее полное откровение Бога. Библия открывает Иисуса Христа как Господа над всем. Господство Христа и авторитет Библии идут рука об руку. Они не противоречат друг другу, а скорее дополняют друг друга.
Баптисты верят, что Святой Дух не только наделил людей силой записать истину о Боге, но что Он просвещает или озаряет людей для толкования и применения Библии.
Библия по своей сути является авторитетом для богопосвященной религиозной жизни. Хершел Хоббс, известный баптистский пастор-богословов, в своей книге «Вера и слово баптистов» на страницах 24–25 утверждает: «Библия — это прежде всего книга религиозной жизни». Он поясняет: «Сказать, что Библия является авторитетной книгой, не означает, что она авторитетна во всех областях человеческой мысли. Она не является авторитетом в вопросах науки. На это она и не претендует». Хоббс также пишет: «Библия не претендует на то, чтобы быть учебником истории, литературы, философии, психологии или природоведения. Тем не менее в ней содержатся истинные элементы всех этих отраслей — и даже больше».
Авторитет Библии связан с другими основными верованиями баптистов
Поскольку баптисты считают Библию единственным письменным авторитетом в вопросах веры и практической жизни, Библия является основополагающей для баптистского вероучения и церковного устройства. Баптистские изложения веры на протяжении веков всегда цитировали Писание для каждого излагаемого убеждения.
На авторитете Библии баптисты основывают убеждения в таких вопросах, как спасение по благодати исключительно через веру, священство всех верующих, индивидуальная ответственность души, крещение по вере, символический характер крещения и Вечери Господней, членство в церкви только для рожденных свыше, конгрегационное церковное управление, автономия церквей, религиозная свобода и добровольное сотрудничество в сферах миссионерской работы и служения.
Некоторые из этих основных убеждений особым образом связаны с тем, как баптисты рассматривают и толкуют Библию. Например, вера в индивидуальную ответственность души и священство всех верующих приводит баптистов к убеждению в том, что каждый верующий-священник правомочен читать и понимать Библию и что право и ответственность каждого верующего-священника в вопросах чтения и толкования Библии не должны быть делегированы другим. Точно так же баптисты настаивают на том, что ни один человек или группа людей не должны пытаться присвоить себе право диктовать другим, во что им верить.
Баптисты заявляют, что все люди должны иметь беспрепятственное право на обладание Библией, ее чтение и толкование для себя. Основываясь на жизни и учении Иисуса, баптисты настаивают на том, что к вере нельзя принудить и никто не должен пытаться это делать. Точно так же то или иное толкование Библии не должно навязываться другим.
Толкование библейского учения
Существует ли опасность в утверждении, что все верующие должны быть свободны в толковании Библии для себя? Конечно, такая опасность существует. Странные, порой даже причудливые толкования могут возникать по той причине, что не все люди одинаково зрелы в своем христианском росте или одинаково осведомлены о принципах библейского толкования.
Но куда большая опасность кроется в альтернативном подходе — уверенности в том, что только ограниченное число людей имеет право определять, чему в действительности учит Библия. И вообще, кто имеет право возлагать такую ответственность на другого человека или группу людей? Более того, ученые-библеисты сильно расходятся в своих толкованиях некоторых мест Библии. Кто должен определять, какое толкование истинно?
Означает ли это, что в вопросах, касающихся Библии и ее учения, человек волен верить, во что ему заблагорассудится? Баптисты заявляют, что люди свободны верить, как им угодно, но это не означает, что любое толкование является истинным. Баптисты настаивают на том, что такая свобода толкования Библии сопровождается огромной ответственностью. Люди должны изучать Библию в молитве и смирении, полагаясь на руководство Святого Духа. Для правильного понимания толкованием Библии следует делиться с общиной верующих. Следует применять здравые принципы толкования. Свои толкования необходимо сравнивать с толкованиями зрелых христиан прошлого и настоящего, чтобы по возможности достичь лучшего понимания.
Заключение
Баптисты во многом расходятся в своих взглядах на Библию. Тем не менее высшим авторитетом для своей позиции — даже при всех расхождениях во взглядах на вероучение и принципы практической жизни — они считают Библию, а не какой-либо другой источник. И даже если мы можем не соглашаться с тем, чему учит Библия относительно определенных доктрин и практических правил, мы, баптисты, все же согласны с тем, что Библия является нашим единственным высшим письменным авторитетом в вопросах веры и практической жизни.
«Мы верим, что Писания Ветхого и Нового Заветов являются Божьим откровением и что они содержат единственную истинную систему веры и практической жизни».
Из Артикулов вероучения, принятых в Техасе в 1840 году Ассоциацией союзных баптистов.