Баптисты: священство верующего или верующих?
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»
1 Петра 2:9
«Каждый верующий — священник, как перед Богом за себя самого, так и в заботе о собратьях по вере и о людях в мире, за которых умер Христос».
Из книги Джеймса Лео Гарретта-младшего (главный редактор) «Мы, баптисты»
Некоторым людям может показаться странным утверждение, что баптист — это священник. Но это так. Каждый из нас — это священник. И действительно, баптисты настаивают на том, что все, кто верит в Иисуса как в Господа и Спасителя, являются священниками, священниками-верующими. Учение о священстве верующих является основополагающим для баптистов. Это учение, как и некоторые другие важные для баптистов убеждения, по-разному интерпретируется в баптистских кругах, но все мы дорожим библейской истиной о священстве верующих.
Что значит быть священником?
Быть священником — это и возможность, и ответственность. В Ветхом Завете священник занимал особое место в системе поклонении Богу. Священники отвечали за определенные аспекты богослужения, например, за жертвоприношение животных. Они служили посредниками между народом и Богом.
Первосвященник, главный священник, был единственным, кому разрешалось входить в Святая Святых еврейского храма. Это особо священное место было отделено большой завесой от остальной части храма и от доступа других священников и верующих.
Эта ситуация полностью изменилась благодаря жизни, смерти и воскресению Иисуса. Жертвоприношения животных упразднились, потому что Христос, Агнец Божий, отдал Себя в жертву за грех. Это был акт, совершенный раз и навсегда.
Во время распятия Иисуса великая завеса в храме «раздралась надвое, сверху донизу» (Матфея 27:51), указывая на то, что Иисус, великий Первосвященник, теперь является посредником между Богом и человечеством. Больше не было необходимости в ветхозаветных священниках. Действительно, все, кто верит в Иисуса, становятся священниками, имеющими прямой доступ к Богу. Нужда в человеческих посредниках отпала. Мы можем напрямую обращаться к Богу в молитве, исповеди, хвале и поклонении. Какая удивительная возможность!
Но священство подразумевает также и ответственность. В Ветхом Завете священник в некотором смысле представлял Бога народу. Сегодня священник-верующий обязан делиться своими знаниями о Боге с другими людьми — и словом, и делом.
Священник-верующий обязан свидетельствовать о Божьей любви, явленной в Иисусе Христе, и показывать Божью любовь путем служения людям во имя Его. Эту ответственность баптисты реализуют различными способами, например, в благовестии, миссионерской работе, служении и социальной деятельности на благо других.
Откуда взялось учение о священстве верующих?
С концепцией священства верующих часто связывают Мартина Лютера, одного из руководителей протестантской Реформации. Лютер оспаривал акцент римско-католической церкви на особой роли, которую играли римско-католические священники.
Он настаивал на том, что каждый верующий является священником, имеющим прямой доступ к Богу. Он не призывал к устранению роли пасторов, но указывал, что функция священства возложена на всех людей, а не только на пасторов. И даже еще до появления Лютера на европейской церковной сцене священство верующих подчеркивалось разными христианскими группами.
Тем не менее учение баптистов о священстве верующих проистекает не из учения Лютера или какой-либо христианской группы, а из Нового Завета. На основании различных отрывков из Нового Завета баптисты настаивают на том, что каждый человек, верующий в Господа Иисуса Христа, имеет непосредственный доступ к Богу. Каждый несет прямую ответственность перед Богом. Каждый обязан делиться Божьей любовью.
Священство отдельного верующего
Концепция священства каждого верующего в баптистской мысли тесно связана с другим понятием — учением об индивидуальной ответственности души. Каждый человек обладает данной Богом способностью познавать Божью волю и следовать ей. Решение следовать за Христом как Господом и Спасителем — это индивидуальное решение; никто не может принять его за другого. Быть священником-верующим — это дар Божий, а не человеческое достижение; это священство приходит вместе со спасением.
Каждый священник-верующий несет ответственность за свои собственные действия. Каждый верующий может обращаться к Богу напрямую, без помощи посредников. Каждый может и должен сам читать и толковать Библию, не нуждаясь в том, чтобы религиозные власти диктовали ему, во что верить.
Во Христе все священники-верующие равны между собой (Галатам 3:26–28). Есть только один Первосвященник — это Иисус Христос (Евреям 7:23–8:13).
Каждый священник-верующий несет ответственность за то, чтобы быть преданным Христу и нести весть о Христе словом и делом. Как сказал Петр: «Дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9).
Поэтому в церкви не может быть только один священник. Потенциально в ней могут быть многие, которые возвещают о Божьей любви и прощении и демонстрируют заботу и сострадание верующих по отношению к другим людям.
Священство верующих
Новый Завет также говорит о священстве верующих. Священники-верующие являются частью тела Христова. Они образуют общество верующих. Хотя каждый священник-верующий несет индивидуальную ответственность перед Богом, все священники-верующие связаны друг с другом как братья и сестры во Христе.
Этот коллективный аспект священства верующих подчеркивает тот факт, что христианство подразумевает общение с другими верующими. Такое общение и единение существует для того, чтобы поощрять верующих и помогать им в христианском росте и служении. Как печально и трудно было бы жить христианской жизнью в изоляции от других верующих.
Общение священников-верующих также способствует надлежащему толкованию Библии и пониманию Божьей воли. Хотя каждый священник-верующий может и должен сам читать и толковать Библию, здравый и мудрый верующий будет обращаться за советом к другим священникам-верующим. Изучая учения священников-верующих прошлого и обращаясь к мудрости ныне живущих, люди получают помощь в понимании Библии и Божьей воли.
Баптистская модель церкви основывается на концепции священства верующих. Церковь состоит из людей, которые реализовали Богом данную индивидуальную ответственность и способность, уверовав в Иисуса как Спасителя и Господа и добровольно присоединившись к поместной общине верующих.
Все священники-верующие в общине равны между собой. А потому никто не имеет власти над всеми. Таким образом, решения принимаются общиной священников, стремящихся узнать волю Главы церкви, великого Первосвященника Иисуса Христа. Это совершается посредством молитвы, изучения Библии, размышления, обсуждения и принятия совместных решений.
Заключение
Так как же на самом деле? Священство верующего или священство верующих? Здесь не «либо то, либо другое», а «и то, и другое».
Термин «священство верующих» передает библейский акцент на личности и индивидуальной ответственности и дееспособности души. Термин «священство верующих» передает библейский акцент на общинности и единении.
На протяжении всей истории во всех сферах жизни существовало напряжение между индивидуальным и групповым. Этого напряжения не избежали и баптисты. Мы поступим мудро, если откажемся возвышать одно над другим, но вместо этого попытаемся поддерживать равновесие в этих двух сферах.