Баптисты: крещение по вере
«Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни»
Римлянам 6:4
Спросите у большинства небаптистов (и даже у некоторых баптистов!), что является отличительной чертой баптистов, и вам, скорее всего, ответят: «Крещение взрослых через погружение». Конечно, у баптистов нет единого отличительного признака. Почему же тогда многие считают таковым практикуемое баптистами крещение? Возможно, причина в том, что баптисты — одна из немногих деноминаций, которые практикуют крещение по вере через погружение и считают совершаемое крещение символом полученного спасения, а не требованием для его обретения.
В предыдущие столетия за такое совершение крещения баптисты подвергались гонениям со стороны и государственной, и церковной власти. Сталкиваясь с таким жестким сопротивлением, а также неудобствами, связанными с погружением, почему баптисты все же неуклонно верят в погружение верующих и не отступают от этой практики? Ответ можно найти в основных убеждениях баптистов.
Крещение только для уверовавших
В Новом Завете говорится, что крещение всегда следовало за обращением — оно никогда не предшествовало ему и не было необходимым для спасения (Деяния 2:1–41; 8:36–39; 16:30–33). Поскольку для баптистов Библия является единственным авторитетом в вопросах веры и практической жизни, мы верим, что крещение предназначено только для тех, кто уверовал в Иисуса Христа как Господа и Спасителя.
Кроме того, баптисты отмечают, что в Новом Завете решение веровать в Иисуса и следовать за Ним как за Господом и Спасителем всегда было добровольным. А потому крещение как знак такого решения всегда должно быть добровольным.
Исходя из этих убеждений, основанных на Библии, баптисты не крестят младенцев. Отказ от крещения детей не раз становился причиной преследований. Например, Генри Данстер, первый президент Гарвардского университета, был не только смещен со своего поста, но и изгнан из Кембриджа за отказ крестить своих детей в младенческом возрасте в государственной церкви.
Крещение только через погружение
Хотя среди первых баптистов были те, кто крестил обливанием или окроплением водой, вскоре все баптисты пришли к выводу, что единственным библейским способом крещения является полное погружение тела в воду. Поэтому, несмотря на гонения, неудобства и насмешки, они стали практиковать крещение исключительно через погружение. Сегодня именно этот способ крещения принят баптистами в большинстве стран мира.
Вера в то, что погружение является правильным способом крещения, основанным на Библии, имеет несколько оснований.
- Слово «крестить» — это перевод слова из греческого языка (языка, на котором изначально был написан Новый Завет), которое означает «окунать» или «погружать».
- Иоанн Креститель крестил Иисуса в реке Иордан путем погружения в воду, когда Иисус начал свое публичное служение (Матфея 3:13–17; Марка 1:9–11).
- Ученики Христа в новозаветные времена крестили людей через погружение (Деяния 8:36–39).
- Погружение в воду — это не только провозглашение того, что Христос умер, был погребен и воскрес для дарования спасения, но и свидетельство о нашей собственной надежде на воскресение (Римлянам 6:5).
- Новый Завет учит, что погружение — это символ того, что верующий умер для старого образа жизни и теперь живет, чтобы идти новым путем во Христе (Римлянам 6:3–4; Колоссянам 2:11–12).
Крещение является символом
Баптисты верят, что Библия учит, что крещение, при всей своей важности, не является необходимым для спасения. Например, разбойник на кресте (Луки 23:39–43), Савл на дороге в Дамаск (Деяния 9:1–18) и люди, собравшиеся в доме Корнилия (Деяния 10:24–48), обрели спасение, не требуя для этого крещения. Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы призвал покаявшихся и уверовавших во Христа креститься, но не потому, что крещение было необходимым для спасения, а для свидетельства о том, что они спасены (Деяния 2:1–41).
Следовательно, крещение является символическим, а не сакраментальным. Библия, как считают баптисты, учит, что крещение символизирует, что человек получил спасение, но оно не является средством спасения. Крещение — это не средство передачи спасительной благодати, а скорее способ свидетельствования, что спасительная благодать была человеком принята. Оно не смывает грех, а символизирует прощение греха через веру в Христа.
Хотя крещение и не обязательно для спасения, оно является очень важным требованием послушания Господу. Христос повелел своим ученикам крестить (Матфея 28:19), поэтому крещение — это форма послушания Господу Иисусу. Крещение — это один из способов, которыми человек заявляет: «Иисус — Господь».
Личность крещаемого, а также место, время и обстановка для крещения
Баптистское учение о священстве всех верующих указывает на то, что крещение может совершать любой священник-верующий, уполномоченный поместной общиной, а не только пастор или рукоположенный священнослужитель. В большинстве баптистских церквей крещение совершается пастором или сотрудником церкви. Некоторые баптисты настаивают на том, что крестить должны только те, кто «призван к проповеди».
По возможности баптисты предпочитают проводить крещение в общественных местах, поскольку крещение — это один из видов публичного исповедания веры. Для этого используются различные места. В прошлом люди, как правило, крестились в реках или озерах. Например, Сэм Хьюстон был крещен в ручье возле баптистской церкви г. Индепенденс. В настоящее время во многих баптистских церквях имеются баптистерии внутри церковных зданий. Однако продолжают использоваться и многие другие места, например, бассейны, озера, реки, пруды, ручьи, океаны и даже корыта для водопоя животных.
Баптисты не придерживаются каких-либо временных предписаний относительно крещения, за исключением того, что крещение должно следовать за обращением человека. Поскольку крещение не является обязательным для спасения, нет необходимости крестить сразу после исповедания веры. Некоторые церкви крестят очень скоро после того, как человек публично исповедал свою веру. В других церквях существует практика, когда перед крещением кандидата просят посетить серию занятий для новообращенных.
Баптисты считают крещение функцией церкви. В принципе, считается, что каждый крещеный человек должен стать членом поместной общины. Баптисты усматривают в крещении не столько действие отдельного человека, сколько акт, вовлекающий в участие общину священников-верующих, то есть всю церковь. В определенном смысле крещение является символом завета между крещаемым и церковью.
Заключение
Баптисты, твердо веря в свободу вероисповедания, уважают право других креститься тем способом, который они считают правильным. Точно так же мы, баптисты, хотим реализовывать свое право на выражение своих убеждений.
Баптисты в прошлом переносили ужасные гонения за свою приверженность крещению по вере. И конечно, нынешние баптисты будут неукоснительно отстаивать крещение по вере, никогда не относясь к нему легкомысленно и прилагая все усилия, чтобы последующие поколения понимали его огромное значение.
“Крещение является предписанием Нового Завета, данным Христом, и должно быть преподаваемо только лицам, исповедующим веру, или являющимся учениками, или обученным, которые должны быть крещены по исповеданию веры.
Способом и методом исполнения этого предписания Писание полагает погружение всего тела в воду…»
Статьи XXXIX и XL Первого Лондонского баптистского исповедания веры 1644 года